В России такая форма развития бизнеса, как франчайзинг, утратила свой первоначальный смысл и является, по сути, не столько способом получения прибыли от продажи технологии ведения бизнеса, сколько методом расширения зоны присутствия торговой марки или бренда на рынке. Наряду с плюсами франшиза имеет также отрицательные стороны.
Отрицательные факторы для франчайзи
Недостатки такой формы коммерческой деятельности для франчайзи выражаются в следующих аспектах:
- Как правило, даже являясь самостоятельным юридическим лицом, франчайзи должны следовать обозначенным договором франшизы ограничениям и правилам.
- В ряде случаев франчайзи вынужден производить закупку сырья и продукции у поставщиков, обозначенных франчайзером, что приводит к необоснованному завышению закупочных цен и соответственно снижению прибыльности предприятия франчайзи.
- Возможны ограничения для франчайзи на право выхода из общего проекта в течение определенного времени и запрет на создание своей конкурирующей структуры в случае завершения сотрудничества с франчайзером.
- В основном франчайзи не имеют права решающего голоса при выборе общей политики и стратегии дальнейшего развития, в том числе при определении объема, вида и других нюансов рекламной деятельности компании, однако франчайзи должны участвовать в финансовом обеспечении этих проектов, что также сказывается на размере их общей прибыли.
- Существует устойчивая зависимость франчайзи от франчайзера, например, в случае ухудшения репутации второго и его продукции на рынке, первый также ощущает на себе последствия возникшей ситуации, выраженные, в том числе, и в материальных потерях в случае уменьшения потребительского спроса.
- Франчайзи не застрахован от случая, когда франчайзер может изъявить желание продать свой бизнес, что может сказаться на коммерческом успехе покупателя франшизы.
- Кроме того, именно в России франшиза приобрела такую форму, когда изначально заложенная в понятие франчайзинга поддержка со стороны центрального офиса и остальных партнеров для франчайзи становится минимальной и напротив франчайзер может не только не поддерживать должным образом своего франчайзи, а даже отказаться от обязательств по договору при изменении конъюнктуры рынка.
- В силу ограничений, обозначенных договором, покупатель франшизы не может влиять на важнейшие вопросы, отражающиеся на конечном результате любого коммерческого проекта, в том числе на технологию производства и составляющие предлагаемой продукции, на особенности ее ассортимента и т.д.
В основном все отрицательные стороны такого сотрудничества для франчайзи выражаются в зависимости от франчайзера и в невозможности влиять на коммерческие решения второго или каким-то образом изменять ход производственно-сбытового процесса.
Отрицательные факторы для франчайзера
Среди негативных моментов такого вида развития бизнеса для франчайзера можно выделить:
- Невозможность осуществления надлежащего контроля за качеством продукции, выпускаемой предприятием франчайзи, который может в целях получения сиюминутной прибыли допускать нарушения в технологии или использовать недоброкачественное, более дешевое сырье в производстве. Такие нюансы однозначно приводят к потере потребительского доверия к марке или бренду, для завоевания которого франчайзер приложил немало усилий.
- В особенностях российской экономики договор франшизы превращает франчайзера и франчайзи не в партнеров, а скорее в диктатора своих правил и зависимое лицо, что однозначно отрицательно сказывается на коммерческих отношениях между ними, значительно понижает степень взаимного доверия и соответственно не способствует лучшему продвижению совместных бизнес-проектов.
Кроме того, франчайзинговая программа требует тщательной подготовки и разработки с учетом возможных рисков и других нюансов сотрудничества, что может потребовать не только дополнительных затрат времени, но и вложения средств, в частности для привлечения специалистов.
Нет комментариев
Нет комментариев на статью Минусы франчайзинга. Надеемся вы хотите что-то добавить от себя.